Египетская мау: взгляд из глубины веков

Египетская мау

Египетская мау – Клеопатра в мире кошачьих. Шарм чувствуется в каждом движении красавицы. Осторожно: её пятнистая шубка и прожигающий насквозь взгляд могут свести с ума!

Краткая информация

  • Название породы: Египетская мау
  • Страна происхождения: Египет
  • Вес: 3 – 6 кг
  • Продолжительность жизни: 13 – 15 лет

Основные моменты

  • Представителям породы присущ развитый охотничий инстинкт, поэтому вам придётся следить за безопасностью птиц и грызунов в радиусе нескольких метров.
  • Египетские мау относятся с нежностью и любовью ко всем членам семьи, а особенно – к человеку, которого считают хозяином.
  • Эта порода не из общительных: мау редко издают громкое мяуканье и любят «делиться» своим мнением с помощью мурчания.
  • «Египтяне» неплохо справляются с вынужденным одиночеством и не проказничают в отсутствие хозяина.
  • В отличие от большинства кошек, мау обожают воду и при любой возможности составят компанию во время принятия ванны.
  • Животные легко находят общий язык с другими домашними питомцами; не менее дружелюбны они и по отношению к детям.
  • Египетские мау чувствуют себя дискомфортно в условиях небольшой квартиры, поскольку предпочитают «жить с размахом».
  • Кошки неприхотливы в уходе, но их содержание довольно затратно.

Египетская мау может гордиться тем, что её предки вольготно прогуливались по покоям фараонов и считались священными животными. Королевское благородство сохранилось и у современных кошек, живущих далеко от величественных пирамид и песчаных дюн Египта. В древности красавицам мау поклонялись наравне с богами. Сейчас же культ ослабел, однако немногие устоят перед желанием выразить своё почтение и нежно прикоснуться к шелковистой кошачьей шёрстке! Ещё несколько тысячелетий назад египетским мау удалось «приручить» человека и завоевать его восхищение. И по сей день эти кошки удерживают за собой титул одной из великолепнейших пород мира.

Характеристика породы

История породы египетская мау

Происхождение красавиц уходит корнями в VI-V тыс. до н. э. – суровую эпоху фараонов, раболепного поклонения богам, торговли «живым товаром» и поражающей воображение антисанитарии. Египту удалось стать богатой и величественной страной, несмотря на соседство пустыни и регулярные разливы реки Нил. Правящие династии купались в роскоши и почёте. Простолюдины же вынужденно уживались с недружелюбной фауной – крысами, ядовитыми змеями и насекомыми, – которая делала и без того нелёгкую жизнь ещё более обременительной.

К счастью египтян, не все животные были настроены враждебно. Африканские кошки – будущие прародители мау – часто приходили к скромным поселениям, уничтожали паразитов и так же безмолвно уходили. Со временем неожиданный союз укрепился. В благодарность за помощь египтяне поощряли кошек лакомствами из собственных съестных припасов и увековечивали их благородный облик в искусстве. Животным позволялось входить в дом, а вскоре они и вовсе вжились в роль хозяев. Это положило начало полноправному приручению африканских кошек, которым нашли применение в охоте.

Первое изображение одомашненной кошки, найденное в храме, датируется II тыс. до н. э. В то время животные играли едва ли не центральную роль в религии. Египтяне полагали, что главное божество – бог солнца Ра – превращается в кошку, восходя утром на небо и к вечеру спускаясь под землю, где его каждый день поджидает Апофис – бог хаоса, жаждущий вступить в битву с соперником. На древних рисунках часто изображали Ра в облике огромного пятнистого кота, раздирающего врага острыми когтями.

Связь четвероногих красавиц с верховным богом пантеона видели и в их глазах. Считалось, что зрачки кошек определяют положение солнца над горизонтом: чем они шире, тем небесное светило ниже. На самом деле изменение размера зрачков связано с их физиологической особенностью, но в древние времена непонятную природу вещей всегда объясняли вмешательством высших сил.

Примерно с I тыс. до н. э. кошек причислили к культу Бастет – богини красоты, плодородия и домашнего очага. Её изображали женщиной с головой кошки, иногда – полностью в облике животного. Служители храмов всё чаще стали держать при себе четвероногих спутников – живое воплощение Бастет. Кошки свободно прогуливались по всей территории святилища, которая была недоступна простолюдинам. Запрещать животным что-либо считалось едва ли не смертным грехом: они умели говорить с богами и оберегали молящихся от тёмных сил. Амулеты с их изображением приносили владельцу удачу в любви.

Святилище Бастет – Бубастион – египтяне посещали чаще остальных. Ежедневно верующие передавали жрецам мумифицированных кошек, которых хоронили в отдельных помещениях вместе с грызунами и наполненным молоком сосудом. Согласно мифологии, животные попадали в загробный мир, где встречались с Бастет и передавали ей просьбы паломников.

С предками египетских мау связана и удивительная легенда, которая подчёркивает важное значение кошек. Так, персидский царь Камбиз из династии Ахеменидов одержал лёгкую победу над египтянами в 525 году до н. э. благодаря этим животным. По его приказу солдаты отловили кошек и привязали их к своим щитам. Испуг священных спутников Бастет стал решающим фактором: горожане сложили оружие, поскольку не хотели навредить кошкам.

Несмотря на древнее происхождение, история более современных потомков египетских мау началась в XX веке, когда европейские заводчики кошек решили заняться возрождением и разведением уникальной породы. Первые упоминания того времени датируются 1940 годом, а именно изданием во Франции мемуаров «Наши друзья кошки». В них Марсель Рене рассказывал о животных пятнистого окраса, привезённых им из Египта. К сожалению, события Второй мировой войны значительно сократили численность мау. Порода оказалась на грани вымирания и к середине XX века практически перестала существовать.

Повторное возрождение «египтянок» оказалось успешным – во многом благодаря деятельности Наталии Трубецкой. Русская княгиня эмигрировала в Италию во время войны, где в 1953 году впервые познакомилась с великолепными пятнистыми животными. Их в качестве подарка преподнёс каирец. Так, Трубецкая стала хозяйкой Грегорио и Геппы чёрного и дымчатого окрасов соответственно, а также серебристой кошки Лилу. В том же году родились и первые малыши, о чём княгиня тотчас заявила представителям итальянского филиала Международной организации кошек (FIFe).

В 1955 году роскошные красавицы появились на римской выставке, где произвели фурор. Спустя три года Трубецкая сменила знойную Италию на неизведанную романтику США и забрала нескольких мау – серебристых кошек Бабу и Лизу, а также бронзового малыша по имени Жожо. Так в Америке появился первый питомник мау – «Фатима», – где под руководством княгини Трубецкой команда селекционеров занялась разведением египетских красавиц. Тогда же приняли решение допускать к участию в выставках кошек дымчатого, бронзового и серебристого окрасов. Животных с чёрной шерстью оставили исключительно для разведения. Наталия Трубецкая занималась отбором котят, максимально похожих на древнеегипетских кошек с фресок.

Всех подопечных питомника «Фатима» условно объединили в традиционную линию мау. В дальнейшем порода разделилась ещё на две ветви – индийскую и египетскую. В их создании участвовали кошки, привезённые из соответствующих стран. Внешний облик отдельных мау позволял предположить, что в селекции были задействованы и американские короткошёрстные кошки.

Официальное признание породы фелинологическими организациями началось с 1968 года, когда представители CFF утвердили стандарт мау. Египетскую «лихорадку» подхватили и другие организации: CFA (1977), TICA (1988), FIFe (1992). Новую породу из Страны фараонов признали и менее известные ASC, ICU, WCF. Для регистрации каждой кошки использовали записи племенной книги о происхождении и родословной.

Египетские мау вернулись в Европу в 1988 году. В то же время по инициативе любителей мау создали три официальных питомника. Сейчас представители породы встречаются в Бельгии, Италии, Великобритании, Нидерландах, Германии, Франции и Швейцарии, хотя число заводчиков всё так же ничтожно мало. Львиная доля питомников приходится на Америку, которая не хочет делиться достижениями в селекции египетских мау. Обзавестись уменьшенной копией африканского хищника – редкая удача.

Самая быстрая породистая кошка в мире – египетская мау!

Египетская мау – это кошка, которая требует именно домашнего содержания, но при этом ей понадобится достаточное пространство. Хорошо, если у вас большой частный дом, а идеально – это когда в нем еще и просторная терраса.

Стандарт породы

Порода кошек египетская мау характеризуется следующим стандартом:

  • тело среднего размера, слегка удлиненное, мускулистое, стройное;
  • лопатки выражены, высокие;
  • конечности средней длины; между задними конечностями на животе свободная складка кожи;

На заметку! Эта складка кожи необходима для скорости, ведь египетская мау является чемпионкой в мире кошачьих. Она способна развивать скорость до 50 км/час.

  • лапы слегка округлые, изящные;
  • хвост у основания средней толщины, суживается к кончику;
  • голова клиновидной формы, с мягкими контурами, плоских поверхностей нет;
  • нос широкий, одинакового размера по всей длине;
  • уши от среднего до средне-большого размера, в основании широкие, на кончиках слегка заостренные, поставлены широко, слегка наклонены вперед, опушены, на кончиках могут быть кисточки;
  • шерсть средней длины, плотно прилегает к телу, достаточно густая; при окрасах бронза и серебро ее текстура упругая, дым – шелковистая;
  • глаза по форме что-то среднее между круглой и миндалевидной, у молодых особей глаза имеют светло-зеленый цвет, с 8 месяцев оттенок меняется на зеленый, после 18 месяцев – цвет глаз должен стать исключительно зеленым.
  • На заметку! У египетской мау особенный взгляд – он как будто выражает искреннее удивление, или даже изумление. Именно по взгляду специалисты оценивают общую гармонию породы.

    Читать еще:  Глистогонное для кошек: симптомы, последствия и способы лечения

    Кот египетский мау будет крупнее кошки, как правило, самцы весят около 4-6 кг, самки – 3-4 кг.

    Общие показатели: египетская мау не должна быть слишком худой, лишний вес также считается серьезным недостатком. В идеале кошка должна иметь хорошо развитую мускулатуру, а по габаритам быть золотой серединой между изящными ориенталами и крупными бенгалами.

    Египетскую мау, соответствующую стандарту породы, можно рассмотреть на следующем фото.

    Виды окрасов

    Кошка египетская мау может иметь следующие варианты окрасов:

      серебристый – основной цвет шерсти может быть в диапазоне от светло-серого до серого, рисунок при этом хорошо различим, окрашен в интенсивный темно-серый либо черный цвет. Ушки серо-розовые с темными кончиками, на подбородке, горле, вокруг ноздрей и глаз белая шерсть;

    Эти виды окрасов являются наиболее популярными. Однако котята могут родиться с черным либо мраморным окрасом, которые называются «дикими».

    Важно! При этом черные египетские мау лишаются права участвовать в выставках и не используются для вязок.

    При любом окрасе рисунок должен четко просматриваться. На спине пятна расположены вдоль позвоночника и сливаются в линию, которая плавно переходит и на хвост. Кончик хвоста должен быть черным, а на самом хвосте обязательно наличие колец. На бедрах «нарисованы» полосы, которые далее переходят в пятна. На шее могут располагаться разорванные «ожерелья».

    Особенности характера и поведения

    Характер египетских мау можно охарактеризовать следующим образом – эти кошки любопытны, умны, активны и очень преданны. Они обожают всех людей и животных, которые находятся рядом с ними, но в то же время довольно холодно относятся к незнакомцам. Своему хозяину и его семье эта кошка останется преданной до конца своих дней, поэтому считается прекрасным компаньоном.

    Представители этой породы стремятся принять участие во всех делах и событиях, происходящих в доме. Она будет смотреть с вами телевизор, лежать рядом, пока вы отдыхаете после напряженного трудового дня, и готовить вкусный ужин, устроившись на ближайшем к вам подоконнике.

    Мау очень любят проводить время с детьми, они будут активно играть с малышами в различные игры. Причем в качестве игрушки они могут выбрать абсолютно любой предмет.

    Совет! Чтобы ваш питомец не сделал себе игрушку из какой-нибудь важной для вас вещи, желательно приобрести ему целый набор предметов, предназначенных для игр.

    Египетские мау – это прирожденные охотники. Они отлично справляются с ловлей мышей и прочих мелких грызунов. И это для них является не простым развлечением, а делом чести! По этой причине они будут с большим удовольствием принимать участие в любых играх, связанных с охотой.

    Эти питомцы не относятся к общительным животным, но если кошка мау будет голодна, то она непременно уведомит вас об этом. И это будет не обычное «Мяу!», а смесь различных звуков, сопровождающаяся вилянием хвоста.

    На заметку! Такое покачивание хвостом может показаться неестественным, но не пугайтесь, так как это является особенность общения данных животных.

    Представители этой породы любят находиться в самых высоких местах дома. Они любопытны, наблюдательны и активны. У этих кошек очень ловко получается открывать шкафчики, ящики и двери.

    Большинство египетских мау обожают воду, причем каждая кошка по-своему. Одни предпочитают пить из крана и ловить струйку лапой, другие могут сидеть на краю ванной и наблюдать, как хозяин проводит водные процедуры, а третьи будут с удовольствием сами плавать в той же ванне и догонять при этом любимую игрушку.

    Египетская Мау

    Кошки столь редкой сегодня породы существуют на земле довольно давно, их история началась еще в древние времена.

    Родиной кошек является Египет, а сама египетская мау, по мнению исследователей, произошла от своего дикого предка из Африки.

    Содержание статьи:

    История возникновения

    Согласно найденным фрескам, люди, жившие в Египте, использовали кошек мау, как охотничьих животных. Египтяне в целом относились к ним с большим уважением, поскольку кошки являлись олицетворением бога солнца Ра, а чуть позднее и богини Бастет.

    Несмотря на то, что во время войн кошки были практически уничтожены, княгиня Трубецкая благодаря дружбе с сирийским послом заполучила несколько особей и занялась восстановлением поголовья. Мау были доставлены к княгине из самого Египта.

    Стараниями княгини потомство разрасталось. Питомцы принимали участие и в проводившейся в 1953 году выставке международного формата. Было решено, что три основных окраса кошек мау – серебро, бронза и дым, являются признаками породы и достойны участия в конкурсах. Позднее княгиня иммигрировала в Соединенные Штаты Америки и забрала своих любимиц с собой. Именно там были проведены селекционные работы.

    При разведении кошек стремились скрещивать только тех, чей внешний вид максимально напоминал выходцев Египта.

    В 1980 году, путем селекции породе была добавлена свежая кровь – кошки были смешаны с индийской породой, имеющей красивый окрас теплого бронзового тона. Такие кошки отличались крепким здоровьем и красотой. Что удивительно, несмотря на происхождение кошек, анализ показал близкое родство с европейскими сородичами. Это по всей вероятности объясняется тем, что питомники США закупали кошек и занимались их скрещиванием.

    Описание породы

    Порода кошек египетская мау считается натуральной, а ее представительницы выделяются среди остальных характерным окрасом – множеством пятен, совершенно неповторимых и имеющих различные вариации.

    Главные признаки чистоты породы: несравненная природная грация и весьма активный характер. Их тело средних размеров, но мускулатура очень хорошо развита. Из-за удлиненных задних лап может показаться, что кошка ходит на цыпочках. На лапах мягкие, правильной овальной формы подушечки.

    Чтобы не спутать кошку мау с другой породой, необходимо обратить внимание на голову, которая должна иметь форму закругленного клина. Уши также закруглены и широко расставлены.

    Глаза кошек имеют насыщенный зеленый цвет, и что характерно для породы, во взгляде можно заметить изумление.

    Вес половозрелой кошки достигает 4,5 килограммов, а кота – до 6 килограммов. Живут кошки около 15 лет.

    На улице египетскую мау не встретить, их разводят только в специальных питомниках.

    Основными окрасами считаются: бронзовый, дымчатый и серебристый. Все остальные, черные и мраморные принято считать браком, однако в последнее время могут быть допущены к соревнованиям и мау с голубым окрасом. Главным признаком породы считаются идеально ровные пятнышки. Если же они сливаются в полосы, то по всей видимости, породы в кошке недостаточно.

    Мягкий нрав египетской мау понравится каждому. Кошки этой породы похожи на детей, они все время мурчат и любят находиться рядом с хозяином.

    Мау очень верны, выбирают одного члена семьи и остаются преданны ему до конца. Лучшим времяпрепровождением для них считается игра с хозяином. Агрессивные черты полностью исключены из характера.

    Также кошки очень умны и активны. Им можно покупать много игрушек, и ни одна не останется без внимания. Они даже могут сделать себе игрушки самостоятельно из некоторых хозяйских вещей.

    Как правило, кошки очень молчаливые и подают голос, только если проголодались. Основным их языком общения является мурчание и хождение возле хозяина.

    Египетская мау любит забраться повыше и наблюдать за происходящим.

    Главным отличием породы от всех остальных является любовь к воде. Кошки мау, как правило, очень любят купаться и играть в воде.

    Они также отлично уживаются с другими животными и даже собаками. Для ребенка же они и вовсе станут лучшим другом. Однако, содержать кошку с грызунами или птицами не следует, охотничий характер даст о себе знать.

    Внешние данные

    Животное имеет средние размеры, схожие с размерами домашних кошек. Самцы крупнее, чем самки, но и те и другие имеют сбалансированное, крепкое тело и хвост средней длины, сужающийся к концу.

    Щеки у кошки не полные, уши прямые, широко расставленные и могут иметь небольшие кисточки.

    Глаза же напротив, большие, правильной миндалевидной формы. Зеленый цвет глаз – признак породы.

    Шерсть у породы кошек короткая, но при этом мягкая и даже шелковистая. Каждая шерстинка имеет признак породы – три тикинговых кольца.

    Основной особенностью окраса являются характерные пятна на шерсти, которые индивидуальны у каждого животного. Также у египетской мау есть рисунок на лбу в виде буквы М, а глаза будто бы прорисованы черной подводкой. Шерсть кошек блестящая и гладкая. Окрас представлен в нескольких вариациях:

    • Бронзовый с коричневыми пятнышками.
    • Светло-серый с черными пятнами.
    • Серебристый с угольными пятнами.

    Уход и содержание

    Принося котенка в дом, следует понимать, что для хорошего его самочувствия необходимо обеспечить уход.

    Не следует выпускать кошку на улицу, чтобы сохранить ей здоровье. Египетские мау очень любят кушать и если их перекормить, они набирают в весе. Потому очень важно следить за кормлением.

    Брать кошку следует под живот обеими руками. Неаккуратного обращения с собой эти кошки не любят.

    С появлением в доме котенка, следует относиться к нему очень внимательно и избегать громких и резких звуков. Однако, к шуму их следует приучать, например, оставляя включенным телевизор. Также следует учесть, что шерсть животного не теплая, и зимой питомец может замерзать. Поэтому необходимо поддерживать в комнате стабильную температуру.

    Отзывы владельцев

    Все, кто приобрел кошку породы египетская мау, отмечают, что она очень не любит одиночество и не оставляет своего хозяина даже на час. Она всегда встретит с работы и проводит. Также она принимает участие во всем происходящем в доме.

    Читать еще:  Дождевик для собаки — когда на улице не уютно

    Многие говорят, что кошка очень любит кушать и спать.

    Основные отзывы владельцев египетской мау:

    Дарья, 30 лет: «Моя мау обожает играть. Особенно, если нужно охотиться за чем- нибудь. Она также научилась открывать все шкафы и двери, препятствий для нее не существует. Поначалу очень боялась телевизора. Однако в последнее время даже может подолгу сидеть, уставившись в экран».

    Виктор, 43 года: «Кот часто макает лапы в миску с водой и ходит мокрый. Благо, шерсть короткая, его очень удобно вычесывать расческой. Любимые игрушки – мячики и пищалки, заводные мыши, а также мое зарядное устройство для телефона».

    Наталья: «Просмотрев фото египетской мау, мне захотелось иметь такую кошку у себя. Привлекла меня редкость породы и игривость животного. Однако, она часто бывает насторожена и сдержанна к посторонним, приходящим ко мне в гости. От меня же не отходит ни на шаг. Что касается ухода, шерсть требует регулярного вычесывания и полировки. Поначалу казалось, что египетская кошка будет крупной, величественной, однако на деле, они стандартных размеров».

    Сколько стоит

    При желании купить кошку стоит изучить предложения в различных питомниках, однако основной порог цены – от 50 до 100 тысяч рублей.

    Где купить

    Проявите осторожность, если поступило предложение о покупке кошки с аукциона, поскольку так просто ее не найти. Даже в странах Европы разведением породы занимаются всего три питомника.

    Следует обратить внимание на следующие питомники:

    Проклятие из глубины веков

    «В 2005 году жительница Южной Африки, чтобы избавиться от проклятья фараона, возвратила Египту амулет, украденный в гробнице Тутанхамона. В письме министру культуры Египта она привела длинный перечень несчастий, случившихся с владельцами амулета в виде скарабея, который был похищен из захоронения фараона египетским рабочим, работавшим на раскопках в 1922 году.» Эта гробница в Долине царей под городом Луксором была обнаружена британским археологом Хауэрдом Картером.

    Осквернители праха

    Первый владелец, британский моряк, купивший амулет в Каире, утонул при кораблекрушении. Его дочь умерла от лейкемии в 21 год. Вдова решила избавиться от скарабея и подарила статуэтку отцу нынешней владелицы, дочь которой также умерла от лейкемии в 21 год, а ее муж внезапно скончался накануне продажи древней редкости.

    В результате, как рассказал журналистам в Каире заместитель министра культуры Шериф аш-Шобаши, владелица решила возвратить Египту амулет при условии, что он будет вновь помещен в гробницу Тутанхамона — фараона 18-й династии (правил в 1361-1352 годах до нашей эры), скончавшегося в юном возрасте.

    …С глубокой древности существовали поверья о том, что людей, тревожащих покой почивших, преследует неотвратимое возмездие. Ведь для всех народов удел мертвеца – вечный покой, и тревожить прах — значит осквернять его и нарушать неписаные грозные законы.

    В 60-х годах ХIХ века богатый англичанин Дуглас Мюррей, собиравший коллекцию редкостей, приобрел крышку, снятую грабителями с саркофага египетской мумии. Буквально через несколько дней после покупки, во время охоты, в руках Мюррея взорвалось ружье, и англичанин потерял левую руку. Крышка саркофага тем временем была отправлена в Англию на пароходе, на котором во время рейса … взорвался котел. В порту египетскую реликвию погрузили в кэб, лошадь понесла, и только чудом все обошлось без жертв…

    Мюррей, ошибочно посчитав, что неприятности преследуют именно крышку саркофага, а не окружающих ее людей, решил, на всякий случай, сфотографировать ее во всех возможных ракурсах и пригласил для этой цели специалиста из известного фотоателье. Тот сделал съемки, проявил пластинки, отпечатал прекрасные фотографии и… застрелился. Рассыльный, доставивший снимки по указанному адресу, был немало удивлен, увидев перед собой пылающий дом! Все, естественно, сгорело дотла. Кроме крышки саркофага, она осталась невредимой…

    Знакомая Дугласа Мюррея, которая принимала активное участие в судьбе злополучной египетской редкости, получила телеграмму о гибели мужа, сына, сестры и мужа сестры во время наводнения в Индии. Женщина тут же отправилась в английскую колонию на похороны близких, но во время плавания погибла вместе с пароходом недалеко от мыса Доброй Надежды.

    Несчастья преследовали и самих владельцев крышки саркофага, а также их родственников до тех пор, пока один из наследников Мюррея не догадался сдать ее в Британский музей, где она пребывает и по сей день.

    Почему утонул «Титаник»?

    Удивительно, но проклятие мумий очень часто распространяется на средства передвижения, на которых потревоженный прах перевозят. В том числе и на пароходы.

    …В апреле 1912 года в Атлантическом океане затонул знаменитый лайнер «Титаник», считавшийся самым крупным, быстроходным в мире и непотопляемым.

    Ученые в один голос утверждают: лайнер погиб, врезавшись в айсберг. Но в ту роковую ночь, казалось, все было против «Титаника». Прекрасно понимая, что судно тонет, капитан Эдвард Смит спокойно, словно в гипнотическом трансе, стоял на своем мостике, безучастно наблюдая, как члены команды предпринимают отчаянные попытки спасти корабль. По вине капитана сигналы о помощи были посланы с недопустимым запозданием. Слишком поздно пассажирам и команде было объявлено о необходимости спасаться.

    Почему же капитан Смит вел себя так странно? В двадцатых годах прошлого века парапсихологи выдвинули следующую версию: виновником мистических предзнаменований и самой трагедии стала… древняя мумия египетской прорицательницы, казненной по приказу жрецов во времена фараона Аменхотепа IV, и находившаяся на борту «Титаника».

    В 1895 году эта мумия была извлечена из своей усыпальницы в северном Египте, над которой поклонники черной магии в 229 году до нашей эры построили храм. Место погребения прорицательницы во все времена пользовалось в Египте дурной славой. Согласно древним легендам, нарушившего ее покой ждали страшные кары.

    По мнению известного немецкого египтолога Фридриха Вандерберга, прорицательницу охраняли заклятия древних магов. С 1896 по 1900 год при разных обстоятельствах погибли почти все члены экспедиции, раскопавшие захоронение. В живых остался только владелец мумии — известный английский путешественник и ученый лорд Каннервилль. В 1912 году он решил принять участие в археологической выставке, которая в середине года открывалась в Лос-Анджелесе. По замыслу ее организаторов, мумия древней жрицы должна была стать одним из самых ценных экспонатов выставки.

    В апреле 1912 года Каннервилль купил билет на «Титаник». По просьбе ученого огромный ящик, в котором покоились останки прорицательницы, был помещен не в трюм, как того требовали правила, а в каюту возле капитанского мостика. В знак признательности Каннервилль решил продемонстрировать свою бесценную находку Смиту. Капитан имел неосторожность дотронуться до священных амулетов, охраняющих мумию в царстве мертвых. Последствия этого необдуманного шага были катастрофическими, лайнер затонул.

    Хотя, не будь на борту праха прорицательницы, «Титаник», возможно, все равно бы погиб. Потому что в его трюмах находилась еще одна египетская мумия.

    Роковая жрица Амон-Ра

    Гробницу с мумией великой жрицы храма могучего Амона-Ра из города Великие Фивы нашли в 1902 году при раскопках пирамиды пятеро арабов. Саркофаг с мумией купили у них четверо англичан — членов археологической экспедиции. Арабы затеяли между собой из-за полученных денег ссору, которая закончилась кровавой дракой. Все они умерли от полученных друг от друга ножевых ран. Это были первые пять жертв египетской жрицы.

    Египтолог, отвозивший мумию в Каир, оцарапал себе палец о саркофаг, в результате чего получил заражение крови. Хирургам пришлось срочно ампутировать ему руку, чтобы спасти жизнь. Помощник ученого, занимавшийся отправкой мумии в Лондон, вскоре застрелился. Третий участник археологической экспедиции умер от лихорадки. Четвертый был раздавлен на улице тяжёлой телегой ломового извозчика…

    Первый фотограф, которому египетские власти поручили сделать фотоснимки жрицы, помешался. Он вообразил, что мумия ожила, вышла из саркофага и хочет его задушить. Второй фотограф через восемь дней умер от солнечного удара.

    Наконец роковую жрицу Амон-Ра привезли в Лондон и поместили в Британский музей. Наблюдавший за её перевозкой музейный работник неудачно упал, ударился о стену головой и получил сотрясение мозга.

    Все эти ужасные случаи были подробно описаны одной из лондонских газет и посеяли поистине панику среди горожан. Другие газеты, поддержав сенсацию, стали публиковать письма посетителей музея, которые жаловались, что после осмотра мумии их преследуют разные неприятности. Общественность стала требовать, чтобы власти отправили роковую мумию обратно в Египет, а сторожа Британского музея наотрез отказывались без надобности входить в зал, где экспонировался саркофаг. Когда же обязанности службы всё же заставляли их это делать, они старались держаться подальше и не смотреть на мумию.

    Чтобы не будоражить общественность, музейное начальство решило перенести жрицу Амон-Ра в подвал. Через неделю после этого один из рабочих, перетаскивавших саркофаг, заболел, а его начальник умер от сердечного приступа прямо в кабинете у себя за столом.

    «Всего за 10 лет мумия Амон-Ра успела погубить 20 человек. В конце концов ее приобрел у музея некий несуеверный американский археолог, который как раз собирался возвращаться на родину и уже купил билет на самый современный корабль. Назывался он, естественно, Титаник»! Дальнейшее развитие событий известно всем…»

    Аномальные «танцы» в норвежском музее

    В 2001 году на британской таможне арестовали африканского колдуна, который в деревянной ритуальной статуэтке обезьянки перевозил наркотики. «Вещдок» отправили на склад в Дувре. Однако вскоре офицеры таможни потребовали отправить деревянную обезьянку в какой-нибудь музей или вообще выбросить от греха подальше, поскольку она всякий раз, когда таможенники проходили мимо, падала с полки им на голову.

    Читать еще:  Домик для кошки из картонной коробки своими руками

    «Музейные работники к подобным аномальным предметам ритуального культа давно уже привыкли. Правда, это совсем не значит, что когда очередной древний музейный экспонат начинает показывать свой «характер», на него уже просто не обращают внимание. Отнюдь. Например, древнеегипетские шабти — погребальные статуэтки, представляющие слуг в потустороннем мире, – до сих пор вызывают неподдельный страх у сотрудников музея норвежского города Берген.»

    По словам профессора Хенрика фон Акена, его коллеги не любят работать по ночам в зале, где размещена экспозиция «шабти».

    «Охранник музея Ричард Сауре первым заметил, что маленькие каменные статуэтки непохожи на другие экспонаты: Они были аккуратно упакованы в коробке, когда мы их перенесли со склада в один из залов. Когда же мы пришли на работу утром, они были разбросаны по всем углам, кроме двух шабти, оказавшихся подделками.»

    «С тех пор каждую ночь статуэтки стали самым загадочным образом смещаться в своих стеклянных витринах и даже поворачиваться вокруг своей оси на 90 градусов. «Они стоят в стаканах из стекла, которые опечатаны и закрыты, но это можно видеть по следам в пыли, — рассказал Сауре. — Я скептик, но обязан верить в то, что вижу. Я этого не понимаю. Если это происходит из-за сотрясений пола, как утверждают некоторые, то почему другие объекты не движутся?»

    «Профессор фон Акен к сказанному охранником добавил следующее: Кто-то эти статуэтки сделал и положил в могилу. Теперь они извлечены из темноты погребения, где пролежали тысячи лет. Что они принесли с собой? Ответа на этот вопрос я пока дать не могу.»

    Не могли до недавнего времени объяснить жуткие явления в своей квартире и супруги Казмирук, о которых в прошлом году рассказала одна из курских газет. Из турпоездки в Египет Марина и Павел кроме разнообразных сувениров: скарабеев, восточной бижутерии и прочих безделушек привезли домой и настоящие «трофеи»: несколько камней, тайно взятых из погребальной камеры пирамиды Хефрена, сына Хеопса.

    «Внутри пирамиды есть погребальная камера, вытесанная в скале, — вспоминает Марина. — В этой камере до сих пор стоит пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой. Вот мы с Пашей и не удержались, взяли потихоньку оттуда несколько камешков на «память».

    Вернувшись домой, Казмируки потеряли покой: по ночам в квартире сами по себе открывались и закрывались двери, слышался звук льющейся воды, раздавались тяжелые шаги по коридору. Разбуженные шумом воды, супруги вскакивали и мчались проверять краны, но неизменно находили вентили плотно закрытыми, а раковины и ванну идеально сухими.

    Со временем супругам стало просто страшно находиться в квартире. Приглашенный в дом парапсихолог довольно быстро выяснил, что полтергейст возник не на пустом месте. «Виноватыми» во всем оказались египетские камни, которые, видимо, обладают какой-то ценностью для умершего сына фараона, и его дух пришел за своей собственностью.

    Выбрасывать подобные вещи нельзя: дух все равно не успокоится, поэтому единственный выход — отвезти камни туда, откуда они были взяты.

    Второй раз ехать в Египет Казмирукам не по средствам. И сейчас они ждут, когда кто-нибудь из их знакомых туда поедет и заодно захватит с собой таинственные камни, чтобы положить их обратно в погребальную камеру…

    Потерянные миры

    Популярные публикации

    Последние комментарии

    Фаюмские портреты. Взгляд из глубины веков

    Фаюмские портреты — погребальные портреты, созданные в технике энкаустики в Римском Египте I—III веков н. э.

    В настоящее время в музеях мира насчитывается более 600 фаюмских портретов, особенно интересные портреты собраны в Государственных музеях Берлина, Египетском музее в Каире, Лувре, Британском музее, в нашей стране такие портреты есть в Эрмитаже и Пушкинском музее изобразительных искусств.

    Своё название получили по месту первой крупной находки в Фаюмском оазисе (расположенном на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами) в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри.

    Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. Впоследствии такие портреты стали находить и в других местах (Мемфисе, Аквинуме и т.д.), но по месту первых больших находок они все получили название «фаюмских».

    Несмотря на постоянный рост интереса к Древнему Египту, погребальные портреты вновь привлекли к себе внимание лишь в начале XIX в.

    Греки составляли значительную часть населения Фаюма. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским.

    В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, также, как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.

    Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, но египтяне были, главным образом, торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками Птолемеевских греков.

    Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками, — в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.

    Греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
    Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.


    Фаюмские портреты, как правило, исполнялись на доске, но иногда археологам попадались и портреты, написанные на холсте, а потом наклеенные на деревянную дощечку. Для этого чаще всего использовались устойчивые к гниению породы дерева — кедр, сикомора, пиния (итальянская сосна), кипарис.

    Большинство фаюмских портретов (по крайней мере, самые pанние из них) выполнено в древней технике энкаустики (от греческого слова ehkaio — вжигаю) — то есть красками на воске.
    Краски обычно наносились прямо на дерево, без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце (их еще называют цестром).

    Работа была чрезвычайно сложной и трудоемкой, энкаустика требовала навыков и сноровки, поскольку никаких исправлений делать не позволялось. Краски нужно было наносить на навощенную доску расплавленными. Быстро застывающий воск образовывал неровную, богатую рефлексами красочную поверхность, что еще больше усиливало впечатление объемности изображения.
    Картины исполненные этим способом сохраняют свежесть цвета и долговечны. Последнему способствовал и засушливоый климат Египта.

    Важная особенность фаюмских портретов мумии помимо долговечности восковых красок — использование тончайшего золотого листа. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других были добавлены только венки и головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды. Некоторые портреты были выполнены на полотне, загрунтованном клеем.


    Другая техникой живописи, используемая в портретах была темперой, в которой пигменты смешаны с растворимыми в воде связующем, наиболее часто животном клее. Темперные портреты выполнены на светлых или темных фонах, смелыми ударами кисти и тончайшей штриховкой. Их поверхность — матовая, в отличие от глянцевой поверхности картин, выполненых энкаустикой. Лица на темперных портретах обычно показаны фронтально и проработка светотени менее контрастна, чем в энкаустических панелях.
    Кроме того, некоторые группы были созданы в смешанной технике темперы и энкаустики.


    Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым.
    Фаюмский портрет — настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас «живые» облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев.

    Традиция реалистического изображения портретируемых удерживалась в III в., но поздние портреты исполнены в более условной манере. Объем сменила сухая контурная линия, краски стали однотонными, облик модели обрел черты аскетизма. Предпочтение, которое художник III века отдает духовному началу перед телесным, свидетельствует о важных переменах в восприятии мира жителями Римской империи в последние столетия ее существования.

    «Изменение всего облика искусства надо искать в больших переменах, происшедших в экономике, политике и всех сферах идеологии Римской империи того времени. Захват христианством все более широких кругов населения, развитие мистических культов Востока, развитие местных элементов культуры повлияли на формирование искусства и в особенности на фаюмский портрет, в большой мере носивший культовый характер. Портрет этот не исчезает, но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека.»
    В IV в. с утверждением в Египте христианства и прекращением практики бальзамирования тел умерших фаюмские портреты, находившиеся в последнем этапе своего развития, постепенно исчезают.

    Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector